Дети и деньги. карманные деньги ребенка

Дети и карманные деньги

Представьте: ваша семилетняя дочь приходит из школы и просит дать ей денег на карманные расходы.

Что бы вы сделали в такой ситуации? Многим из ее друзей, вероятно, родители уже дают деньги, но достаточно ли она взрослая, чтобы ответственно относиться к деньгам и уметь с ними обращаться? Сразу приходят в голову и другие вопросы: какую сумму давать и какую часть этих денег она может тратить по своему усмотрению? Давать ли деньги просто так или как поощрение за выполнение какой-либо работы по дому?

Многие специалисты сходятся во мнении, что карманные деньги — отличный способ приучить ребенка планировать бюджет и ценить деньги. Дети приучаются планировать покупки заранее, задумываться о том, сколько денег на это потребуется и действительно ли покупка необходима, а не привыкают к мысли, что стоит только попросить родителей, и они получат все, что только захотят.

Если вы размышляете, давать ли детям карманные деньги, задумайтесь о следующем:

  1. С какого возраста можно начинать давать деньги?
  2. Сколько может тратить ребенок такого возраста?

Как часто следует давать деньги?

  1. Лучше делать это регулярно или в качестве поощрения за что-либо?
  2. Есть ли какие-либо ограничения, на что ребенок может тратить полученную сумму?

Зависимость карманных денег от возраста

Для начала вам следует определить, с какого возраста можно начинать давать ребенку деньги. Дети дошкольного возраста часто коллекционируют красивые монетки, при этом не осознавая общую идею денег как платежного средства.

Как бы то ни было, когда ребенок идет в первый класс, его учат тому, что такое деньги. Вероятно, малыш заинтересуется и захочет обладать ими сам. Некоторые родители уже в этом возрасте начинают давать ребенку каждую неделю по несколько монеток.

Другие же предпочитают подождать, пока ребенок немного подрастет и начнет лучше осознавать зависимость между получением денег и их расходованием.

Сколько карманных денег давать?

Какую сумму давать ребенку? Это зависит, в том числе, и от ваших финансовых возможностей.

В США родители часто дают ребенку еженедельное пособие из расчета возраста: к примеру, 5-летний малыш получает 5 долларов в неделю, 7-летний — 7.

По такой формуле, однако, младшие дети могут получать слишком много, и это может оказаться накладно для семейного бюджета. Поэтому некоторые родители останавливаются на сумме, равной половине возраста ребенка.

Другой метод заключается в установлении базовой начальной суммы, которая кажется родителям приемлемой, а затем в добавлении к ней каждый год определенного процента.

Многие родители считают, что к тому времени, как ребенок достигнет подросткового возраста, одежду, развлечения и прочие необходимые вещи он уже должен оплачивать сам из своих карманных денег.

Разумеется, если вы рассчитываете, что ребенок будет сам оплачивать такие необходимые вещи, как, например, одежда для школы или еще что-то такое, что обычно покупаете ему вы, вам придется давать ему на это достаточно денег.

Например, можно выдать детям дополнительную сумму сверх того, что они получают каждый месяц, с условием, чтобы они потратили эти деньги на покупку школьной одежды.

Как часто давать карманные деньги?

Многие родители делают это раз в неделю, но вы можете составить собственное расписание, удобное вам, — например, приурочить выдачу карманных денег к дню, когда вы получаете зарплату. Некоторые родители дают детям на карманные расходы  раз в месяц, чтобы развивать у них навыки обращения с деньгами.

Давать ли деньги как поощрение за помощь по хозяйству?

Одни из самых сложных вопросов для родителей: привязывать ли выдачу денег к выполнению каких-либо домашних обязанностей? С одной стороны, это может показаться хорошей идеей: ребенок быстро учится видеть зависимость между работой и ее оплатой. Однако вы, вероятно, столкнетесь с тем, что дети откажутся выполнять работу по дому, требуя за это большей суммы.

Если бы вы давали им небольшую сумму, не прося ничего взамен, подобных трудностей не возникло бы. Многие родители уверены, что выполнение несложных домашних обязанностей — заправлять постели, мыть посуду, выносить мусор — должно входить в распорядок дня ребенка как члена семьи.

Другими словами, ребенок должен делать все это просто потому, что он член семьи, а не потому, что ему за это заплатят.

Некоторые родители выбирают промежуточный вариант: они выдают детям регулярно некоторую сумму и доплачивают сверх, если ребенок делает какую-то работу, для выполнения которой семье пришлось бы кого-то нанять. Например, старшие дети могут подстригать траву, мыть окна, убирать двор или сидеть с младшими детьми за денежное вознаграждение.

Как научить ребенка поддерживать баланс между доходами и расходами

Что обычно делают дети после того, как получают карманные деньги? Некоторые от природы склонны к бережливости, таких детей иногда даже бывает сложно убедить потратить полученное. Если ваш ребенок именно таков, не противоречьте его наклонностям: посоветуйте ему положить деньги в банк и наблюдать за накоплением процентов.

Другая крайность — стремление купить все, что попадется па глаза. Если это можно сказать о вашем ребенке, необходимо воспитывать в нем стремление к бережливости. Попробуйте представить это забавной игрой.

Купите специальную свинью-копилку, куда малыш может опускать монетки, а затем отнести накопленную сумму и банк. Узнайте, есть ли в вашем ближайшем отделении банка специальный детский накопительный счет.

Можно также приучить детей отдавать часть карманных денег па благотворительность, часть вносить на банковский счет, а все остальное тратить, на что захочется.

Некоторые родители в качестве дополнительного стимула к развитию бережливости частично спонсируют те приобретения ребенка, на которые он откладывает деньги. Например, если ваш сын хочет купить довольно дорогой велосипед, согласитесь оплатить половину его стоимости с условием, что оставшуюся половину ребенок накопит сам.

Давать ли деньги регулярно?

Разумеется, основная ваша цель — приучить детей к мысли, что они не могут получить сразу же все, что им поправится. Выбрав, что именно хочется купить — диск с видеоигрой, книгу комиксов или модные джинсы, — они вначале должны накопить денег на покупку.

Может случиться, что ребенок не захочет ждать и копить, а будет просить вас дать немного сейчас в счет следующих карманных денег.

Следует ли соглашаться? С одной стороны, многие родители считают, что это поощряет привычку «купить сейчас, заплатить потом», которая может в будущем привести к непродуманным расходам и долгам.

Такие родители заранее четко оговаривают, что никаких выплат денег авансом ребенку ждать не стоит.

С другой стороны, не всегда возможно планировать заранее каждую покупку. Если вы все же согласились дать ребенку некоторую сумму вперед до следующей выплаты, это замечательная возможность обсудить с ним вопрос займа денег и выплаты процентов.

Например, для маленького ребенка можно поставить в доме небольшую стеклянную банку с надписью «Мой долг», чтобы малыш регулярно опускал туда деньги до тех пор, пока не выплатит всю сумму.

Важно обозначить четко, какой процент ребенку придется переплатить — это может быть всего лишь несколько медяков, но малыш должен понять, что занимать деньги бесплатно нельзя.

Учиться методом проб и ошибок

Помните, что дети не всегда тратят деньги с умом. Позволяя им самим решать, на что тратить карманные средства, вы приучаете их обращаться с деньгами разумно.

Также важно помнить, что лучший способ научить ребенка чему-либо — самому подать пример. Если дети видят, что вы продуманно расходуете деньги, регулярно оплачиваете счета и планируете покупки, наиболее вероятно, что они будут распоряжаться финансами столь же разумно. Помните, задача научить детей обращаться с деньгами полностью лежит на плечах родителей.

Источник — http://5psy.ru

Общая информация о статье

Источник: http://wellness.co.ua/article/deti-i-karmannye-dengi/

Карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков

Изучение финансовой грамотности не возможно без практического применения получаемой информации.

Согласитесь, как можно изучать функции денег, не имея возможности ими распоряжаться. Или, например, как можно привить основы финансовой грамотности подростку, привить основы экономного и расчетливого расходования денежных средств, не давая при этом возможность тратить деньги самостоятельно.

И даже если подросток тратит выданные ему деньги на всякую «ерунду», он уже получает свой первый жизненный опыт в огромном мире финансов.

Сегодня, в рамках основ финансовой грамотности, обсудим, нужны ли карманные деньги детям, плюсы и минусы карманных денег для подростков.

Откуда берутся карманные деньги у детей

Чем старше становится ребенок, тем большую потребность в независимости от родителей, в том числе финансовой независимости, он испытывает.

Конечно, пока ребенок учится в школе, у него нет возможности полноценно зарабатывать свои собственные деньги. Да и труд малолетних детей в нашей стране запрещен. А в отношении труда подростков существуют достаточно серьезные ограничения, от продолжительности такого труда, до вида работ, которые может выполнять подросток.

Поэтому, практически единственным источником денежных средств, которые могут появиться у подростка, — это деньги, которые ему дают родители или родственники.

О том, как можно накопить деньги подростку, читай по ссылке: как накопить деньги подростку без работы.

В большинстве случаев, конечно, это подарки на день рождения либо крупные праздники. Но некоторые родители также дают своим детям небольшие денежные средства «просто так» на мелкие расходы. Кто – то дает деньги раз в неделю, кто – то раз в месяц. Но именно эти деньги, данные «на мелкие расходы», и принято называть карманными деньгами.

Быстро меняющийся мир финансов, требует способности быстрой адаптации к новым реалиям и условиям жизни человека.

Давно ли мы с вами получали заработную плату, выстаивая очереди в кассу предприятия, расписываясь в зарплатной ведомости? А сегодня заработанные нами деньги в день зарплаты поступают на банковскую карту, освобождая нас от необходимости ожидания своего часа возле кассы предприятия.

Давно ли мы платили за коммунальные услуги, стоя в очереди в сберкассе? Сегодня достаточно нескольких секунд, и наш платеж, посредством мобильного банка, будет проведен.

Можно привести многочисленное количество примеров развития прогресса именно в мире денег и финансов. От банка на ладони до проведения платежей бесконтактным способом. О том, какие бывают виды банковских карт, зачем нужна и как пользоваться виртуальной банковской картой, читайте на нашем сайте Sizhu-doma.ru.

Да и прогресс не стоит на месте – развитие чипов, блокчейн – технологий с каждым годом упрощают процессы денежных платежей.

Но согласитесь, пока мы на личном опыте, или руками не попробовали все эти технические новинки, мало кто из нас понимал, как это работает. Да еще и многие люди, особенно люди преклонного возраста, сильно противились необходимости получения своих денег не наличными деньгами, а на маленькую пластиковую карточку.

Наши бабушки до сих пор предпочитают получать пенсию бумажными деньгами, как говорится «на руки», категорически отвергая саму идею получать пенсию «на карточку».

У наших детей то же самое. Пока они на личном примере не попробуют, что такое деньги, для чего они нужны, и как ими можно распоряжаться, даже путем проб и ошибок, включая нецелесообразное использование денег, они не поймут и основ финансовой грамотности.

Таким образом, основная причина, по которой детям необходимо давать карманные деньги – это необходимость получения личного опыта обращения с деньгами. С настоящими деньгами, которые подросток может тратить на свои нужды и не отчитываться за эти деньги перед родителями.

Конечно, наличие у подростка карманных денег имеет свои плюсы и минусы. Это также необходимо понимать.

Плюсы или преимущества карманных денег у подростков

  1. Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются.

    Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, — умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, — это первый шаг к богатству завтра.

  2. Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.

  3. Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей. Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.

  4. В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.

Минусы карманных денег у подростков

Несмотря на многочисленные очевидные плюсы карманных денег у детей, существуют и негативные стороны.

  1. Постоянное наличие денег в кармане ребенка, особенно если вы даете слишком много денег, может привести к тому, что ребенок перестанет их ценить, воспринимая как должное.

    На самом деле, такая ситуация нивелируются, если у ребенка будет возможность зарабатывать деньги самостоятельно.

  2. Использование карманных денег на вещи, которые не одобряются родителями (сигареты, постоянные хождения по клубам, слабоалкогольные напитки, тоники и т.п.).

    Через это проходят все подростки (правда, об этом знают далеко не все родители). Бороться с таким можно только путем бесед и объяснений. Желательно на реальных цифрах. Например: за этот месяц мы дали тебе на карманные расходы 1 000 рублей. Ты их истратил на посиделки в игровом клубе.

    А тем временем, если бы ты откладывал эти деньги, то за пол – года можно было накопить 6 000 рублей. А на эти деньги можно было бы купить очень даже приличный телефон. Но ты предпочел сидеть с друзьями в клубе.

  3. У ребенка деньги могут отобрать более старшие или сильные сверстники.

    Главное, что — бы ребенок не боялся вам об этом рассказать. А что сделать с вымогателями, я думаю, вы и сами знаете. Еще один способ – не давать сразу много денег, выдавайте понемногу, например, один раз в неделю.

Правила выдачи карманных денег

Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.

  1. Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.
  2. Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.
  3. Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.
  4. Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания. Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.
  5. Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.
  6. Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.
  7. Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.
  8. Если в какой — то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.

Сколько денег давать подростку?

Этот вопрос очень сложен для любой семьи. Основной критерий – финансовая возможность семьи. Конечно, если среднемесячный семейный доход составляет всего 15 000 рублей, то даже 500 рублей на карманные расходы будет слишком большой суммой.

Один из вариантов определения суммы для карманных расходов – 1 – 2 % от среднемесячного дохода семьи.

И чем старше становится ребенок, тем большая сумма должна даваться на карманные расходы.

В любом случае, каким будет размер карманных денег, которые вы будете давать своему ребенку, — решать вам.

Полезные статьи, обязательно прочитайте:

Как накопить деньги подростку без работы
Как начать копить деньги с нуля
Как подростку можно заработать немного денег
Эссе чего нельзя допускать при планировании семейного бюджета
Виды банковских карт и их характеристика

Источник: https://sizhu-doma.ru/Karmannye-dengi-detjam-pljusy-i-minusy-karmannyh-deneg-dlja-podrostkov

Прочти первым: «Дети и деньги»

Почему следует давать карманные деньги?

Пусть ваш ребенок получает полдоллара каждый день на карманные расходы. Это фиксированная сумма, выдаваемая регулярно с условием, что вы обговорили заранее.

Получать такой доход — это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами.

Практикуясь в управлении своими долларами, дети узнают об экономии на черный день, о правильном выборе и о необходимости делиться с другими людьми.

Карманные деньги — важный фактор, который:

Позволяет им делать ошибки, когда стоимость товара еще не велика. Это похоже на обучение вождению на пустой площадке. Гораздо лучше сделать неправильный выбор еще ребенком, купив игрушечный «Феррари» за 10 долларов, чем во взрослой жизни потратить 500 тысяч на настоящий автомобиль, когда зарплаты не хватает даже на месяц.

Заставляет их задуматься о стоимости вещей и определить, что именно они хотят иметь. Если ваш десятилетний сын не может пойти в кино со своим лучшим другом, потому что спустил все деньги на игровые автоматы, то он задумается.

Дети намного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги. Вспомните, как вам дарили целый мешок со всякими ручками и блокнотами, который вы потом с облегчением выбросили.

Когда начинать выдавать карманные деньги?

Лучше всего — когда ребенок уже понимает, что за деньги можно купить многое из того, что он хочет. Обычно это происходит, когда ребенок начинает ходить в школу, то есть примерно в шесть лет.

В это время дети не только тратят деньги на обед, но и узнают, что можно купить на доллар, сколько в нем центов и как потратить 10 долларов. Но не поздно начинать, если ребенку уже больше девяти лет.

На что можно потратить карманные деньги?

Прежде чем ребенок потратит свои карманные деньги на игрушки и конфеты, выясните у него, что он собирается купить. Это заставит его планировать свои расходы. Не следует советовать ему, что покупать, но объясните, что расходы нужно разбить на три группы. Вот на что следует потратить 1 доллар:

• 70 центов — на повседневные расходы: еда, напитки, перекус.

• 20 центов — на нерегулярные: электроника и фирменные кеды.

• 10 центов — на благотворительность и подарки ко дню рождения членов семьи и друзей.

Сколько выдавать карманных денег?

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям. Надо учесть три момента:

Возраст вашего ребенка. Чем старше ребенок, тем больше ему нужно карманных денег.

Семейный доход. Будьте реалистом и прикиньте, сколько ваша семья может позволить себе выделить карманных денег.

На что должны пойти карманные деньги. Если ребенку придется платить за обед в школе, то денег следует выдавать побольше. Если на обед уже предусмотрена нужная сумма, то карманных денег может быть меньше.

Сколько выдавать на карманные расходы? Это зависит от того, на что тратить. Вместе с ребенком составьте список потребностей. Все сложите и выдавайте полученную сумму денег. Это устранит конфликты в магазинах игрушек и при походе в кино.

Говорит Адам

Моим дочерям восемь и десять лет. Мы с женой даем им определенную сумму карманных денег: полтора долларов в день. Они сами решают, сколько потратить, накопить и пожертвовать. Они обязаны следить, сколько тратят каждый день, и рассказывать нам об этом в конце дня.

Однажды моя дочь на все свои деньги купила шоколадки и газировку, пропустив обед, и потом три дня не получала карманных денег. Мы тогда перестали давать ей карманные деньги и сами готовили для нее бутерброды.

Вот так мы с женой учим детей отвечать за последствия неправильного выбора.

Нужно ли связывать выплату карманных денег с ведением домашнего хозяйства?

Считаете ли вы, что дети имеют определенные обязанности по дому, потому что они такие же члены семьи? Мы считаем.

Однако карманные деньги не должны напрямую зависеть от ведения домашнего хозяйства. Если карманные деньги связать с работой по дому, а ребенок ее не сделает, то не будет и карманных денег. Но без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами. Это нарушит планы по обучению тем трем важнейшим вещам — накоплению, трате и пожертвованию.

Если домашние обязанности не выполнены, то будет разумнее лишить ребенка каких-то других привилегий. Дети должны понимать, что наложение этих обязанностей делает их членами семьи. Мама и папа не получают деньги за ведение домашнего хозяйства, почему же у детей должно быть иначе?

Но вы считаете, что карманные деньги должны быть связаны с выполнением обязанностей по дому

Некоторые родители считают, что карманные деньги — это вроде как зарплата у взрослых. Дети получают их за выполнение некоторых работ по хозяйству. И как же за этим следить?

Прикрепите табличку со списком обязанностей на холодильник. Попросите ребенка ставить птичку после каждой выполненной работы (или наклейки-звездочки, если ваш ребенок дошкольного возраста).

Необходимо делать каждый год перерасчет карманных денег

Как и взрослые, дети всегда надеются на повышение выплат. Они могут попросить побольше денег, чтобы на что-то потратить. Если всегда отказывать, то ребенок будет считать себя обделенным.

Дважды в год или даже чаще изучайте расходы вашего ребенка. Не уменьшайте сумму его карманных денег, если он сокращает свои расходы для экономии.

Если придется уменьшить карманные деньги из-за финансовых трудностей, то объясните это ребенку и заранее получите его понимание.

Когда ребенок становится старше, карманные деньги должны покрывать больше расходов, например, у подростков возрастает стоимость одежды. Выдача разумного количества денег помогает ему сделать выбор, как их потратить.

Источник: https://eksmo.ru/selections/prochti-pervym-deti-i-dengi-ID11112520/

Ошибки родителей: дети и карманные деньги

Вы помните, в каком возрасте у вас появились ваши первые карманные деньги? Скорее всего, как и большинства детей – в 9 – 10 лет. Однако время не стоит на месте, и современные дети взрослеют гораздо раньше, чем их мамы и папы в свое время.

Вопрос карманных денег на сегодняшний день является самым обсуждаемым как среди родителей, так и среди детских психологов и педагогов.

Горячие дебаты о том, нужны детям деньги, и в каком возрасте их необходимо начинать давать, не утихают практически никогда.

Конечно же, финансовое воспитание ребенка является крайне важным этапом в развитии ребенка и становлении его как личности.

Ведь психологами давно подмечена одна интересная особенность — активно участвующий в финансовой жизни семьи ребенок и во взрослой жизни эффективно распоряжается деньгами и, что немаловажно, умеет их зарабатывать. Именно об этом и пойдет речь в данной статье.

Тема статьи — ошибки родителей: дети и карманные деньги. Наверняка даже опытные родители смогут найти в ней что-то новое и интересное.

Разные стороны одной и той же монеты

Итак, первый вопрос, волнующий всех родителей без исключения – в каком возрасте ребенка стоит познакомить с деньгами? Одна сторона педагогов и детских психологов советует начать заниматься процессом финансового воспитания ребенка сразу же после того, как ребенок впервые заметил и проявил интерес к деньгам – совершенно не важно, к бумажным или же к монеткам. Как правило, первый интерес к деньгам у ребенка появляется примерно в четырех – пятилетнем возрасте.

Не отмахивайтесь от ребенка – объясните ему, для чего нужны деньги, и откуда они берутся у вас в кошельке. Если ваш малыш попросит деньги для того, чтобы купить себе конфетку, постарайтесь не отказывать ему, если, конечно, это не последние деньги в доме – ведь ситуации бывают самые разные. Однако, само собой разумеется, что деньги необходимо давать ребенку не всегда, когда он просит.

И уж тем более ни в коем случае нельзя давать ребенку деньги в том случае, если он плачет и истерит – таким образом, вы даете ему понять, что криком и слезами он может добиться всего, что угодно. Поверьте, очень скоро вы пожалеете, что в свое время пошли на поводу у ребенка, так как крик станет его главным аргументом.

Гораздо разумнее спокойно, но твердо сказать ребенку о том, что в данный момент вы не можете купить ему ту или иную вещь. Однако просто отказывать также не очень хорошо – лучше объясните ребенку, почему вы не купите желаемое именно сейчас.

Скажите ребенку, например, что сегодня у вас денег нет, но как только они появятся, вы обязательно купите ребенку именно то, что он хочет.

И обязательно сдержите свое обещание – в противном случае ребенок перестанет доверять вам, и восстановить это утраченное доверие будет очень и очень непросто.

Кстати говоря, очень важной новой ступенькой нового этапа развития ребенка психологи считают тот момент, когда ребенок вместо слова «хочу» произносит слово «купи».

Данная веха очень важна, и родители должны помочь ребенку освоить такие понятия, как «цена», «стоимость», «сдача».

Проще всего это сделать, играя с ребенком в «магазин» — именно в процессе игры ребенок и получает первые финансовые навыки.

Выше мы рассмотрели одну точку зрения психологов. С другой же стороны, некоторые детские психологи утверждают, что в столь юном возрасте ребенку еще совершенно не обязательно иметь представление о том, что такое деньги. Более того, бытует мнение, что деньги начисто лишают ребенка детства.

Сторонники подобного воспитания предпочитают не давать детям деньги практически вплоть до подросткового возраста. Однако подобная тактика поведения весьма сомнительна – согласитесь, подобному ребенку будет крайне тяжело адаптироваться в современном мире, если он до 13 – 14 лет не держал денег в руках.

И, кроме того, очень высока вероятность возникновения такой непростой проблемы, как детское воровство. А вероятность этого явления крайне высока.

По мере того, как ваш ребенок будет расти, его потребности также будут пропорционально возрастать.

И в том числе у него появится потребность в деньгах – ведь он будет видеть деньги у сверстников, которые могут позволить себе купить что – либо: ручку, сладость, журнал.

И вполне естественно, что у того ребенка, которому родители денег не дают, будет испытывать чувство зависти и желание иметь собственные деньги. Да и дети – достаточно жестокие существа, как правило, подобного ребенка безжалостно дразнят и высмеивают. Согласитесь, все эти факторы весьма способствуют воровству. А ведь, как известно, практически все проблемы берут свое начало именно в детстве.

Первые карманные деньги

Итак, вы приняли решение, что карманным деньгам для вашего ребенка все же быть.

Но как правильно реализовать данную идею на практике? Ведь, как мы уже выяснили, карманные деньги являются неотъемлемой частью финансового воспитания любого ребенка.

А ведь воспитание требует от родителей массу времени, сил и, самое главное, понимания потребностей ребенка и мудрости. В противном случае можно только навредить ребенку.

Первое, что необходимо сделать родителям, это понять, для чего именно они будут давать ребенку карманные деньги.

В идеале, ребенок должен получать их для того, чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать бюджет, сопоставлять доходы и расходы еще до того, как вступит во взрослую самостоятельную жизнь.

И это очень важный навык, ведь пока ребенок маленький, вы всегда будете рядом с ним и сможете повлиять на его бюджет, где-то его скорректировать, где-то указать малышу на его ошибки.

Кроме того, именно карманные деньги зачастую учат ребенка тому, что получить желаемое не всегда возможно – иногда необходимо подождать, и, возможно, отказаться от чего — то не столь желанного.

Речь идет о первых детских накоплениях.

Как правило, ребенку достаточно хотя бы один раз в жизни начать собирать деньги на что-либо, чтобы все истерики, которые он мог периодически закатывать родителям, сошли на нет.

Однако ни в коем случае не заставляйте ребенка копить деньги на предметы первой необходимости – одежду, какие – либо продукты питания, канцелярские товары.

Помните о том, что все это вы обязаны покупать ребенку независимо от того, даете вы ему карманные деньги, или нет.

Ребенок может собирать деньги только на какую – нибудь очень понравившуюся ему вещь, не являющуюся предметом первой необходимости.

Ну и, само собой разумеется, карманные деньги дают ребенку определенную долю уверенности в себе. Во-первых, он ничем не будет отличаться от своих сверстников, которые, в большинстве своем, также имеют карманные деньги.

И, во-вторых, у него появится ощущение того, что он – практический взрослый. А, как правило, вместе с этим ощущением к ребенку приходит и чувство ответственности, что также является немаловажным положительным фактором.

Итак, в каком же возрасте имеет смысл выдавать ребенку первые карманные деньги? Как правило, примерно в первом классе – когда ребенок начинает посещать школьную столовую.

Несмотря на тот факт, что практически во всех школах питание детей организованно и его оплачивают родители, практически все детки что-то покупают в буфете – булочки, шоколадки, сок.

Да и по дороге домой около различных киосков нередко можно увидеть веселые стайки первоклашек, покупающих наклейки и прочие мелочи.

И если вопросом, когда именно необходимо начинать давать ребенку карманные деньги, все более ли менее ясно, то вот с тем, сколько именно давать, все гораздо сложнее.

Как уже говорилось выше, уровень достатка во всех семьях абсолютно разный, поэтому сложно назвать какую-то определенную сумму.

Так, например, кто-то может безболезненно выделять для своего ребенка по тысяче в неделю, а кому-то и по сто рублей достаточно тяжело.

Однако детские психологи советуют тем родителям, которые находятся в достаточно стесненных обстоятельствах, выделять ребенку хотя бы совсем маленькую сумму, но регулярно.

И пусть на полученные от вас деньги ребенок не сможет купить ровным счетом ничего стоящего, это гораздо разумнее, чем не давать ему денег вообще.

В противном случае у ребенка очень скоро появится стойкое ощущение того, что он, в отличие от его сверстников, обделен.

В вашей семье нет абсолютно никаких проблем с деньгами? Это просто замечательно! Но и в данной ситуации к вопросу об определении суммы денег также необходимо подойти правильно.

Постарайтесь реально оценить потребности ребенка в карманных деньгах, поинтересуйтесь у родителей друзей вашего ребенка, сколько те дают своим детям на карманные расходы.

Не стоит давать гораздо больше – избыток денег для ребенка также чреват различными неприятностями.

И в первую очередь у таких детей появляется некое чувство превосходства перед остальными детьми.

А имея достаточно большую сумму карманных денег, редкий ребенок устоит перед соблазном блеснуть своими возможностями перед сверстниками.

А, к огромному сожалению, детскую дружбу не так уж и сложно купить – по крайней мере, хотя бы видимость дружбы. И дети, имеющие большое количество карманных денег, нередко пользуются этим.

Процесс становления ребенка как личности в любом случае является достаточно сложным процессом, который крайне редко проходит гладко и без эксцессов. И имеющий деньги ребенок будет испытывать крайне сильный соблазн попытаться решить все возникающие проблемы именно при помощи денег.

Вы же не хотите, чтобы ваш ребенок с самого детства рос с твердой уверенностью в том, что практически все на свете можно купить – желаемую вещь, расположение окружающих его людей, дружбу, любовь, уважение.

Подобному ребенку будет очень сложно адаптироваться во взрослой жизни, а уж тем более получить все то, к чему он стремится – уважение, положение в обществе, любовь, в конце концов. А даже если ему это и удастся – вряд ли он получит моральное удовлетворение.

Именно поэтому карманные деньги у ребенка не должны служить способом добиться своего любым путем.

Карманные деньги или зарплата?

Еще один вопрос, в котором мнения родителей и психологов диаметрально противоположно расходятся.

И это вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги просто так, либо же выдавать их за хорошее поведение, отличную успеваемость либо помощь по хозяйству.

С одной стороны, не очень правильно, когда плохая оценка, например, по математике не должна стать поводом для того, чтобы отказать ребенку в карманных деньгах. Да и провинность вряд ли должна стать подобной причиной.

Но с другой стороны, давать карманные деньги ребенку, который потратит их на сигареты, либо который категорически отказывается посещать занятия, либо отказывается помогать по дому, тоже не совсем правильно. Согласитесь, что каждый человек всегда должен получать по заслугам. И даже если этот человек еще ребенок – ведь именно в детском возрасте ребенок должен начинать учиться отвечать за свои поступки!

Так как же нужно поступить в данной ситуации? Оказывается, существует еще и третья группа родителей, которые нашли золотую середину. Кстати говоря, детские психологи также считают ее наилучшим и правильным вариантом. А суть данного подхода очень и очень проста.

Родители принимают за аксиому тот факт, что ребенок является абсолютно полноценным членом семьи. А соответственно, ребенок имеет точно такое же право на семейные деньги, как и все остальные. Разумеется, в пределах своих возрастных потребностей.

И их дети знают об этом.

Однако, раз дети являются полноценными членами семьи, то родители с полным правом могут рассчитывать на то, что ребенок в меру своих возможностей будет принимать участие в жизни семьи.

И, разумеется, помогать родителям – вымыть в квартире полы, либо сходить в магазин за хлебом.

Таким образом, ребенок не только ощущает себя полноправным членом семьи, но и приобретает чувство ответственности за жизнь семьи.

Хотя некоторые родители отказываются от помощи детей по хозяйству, обосновывая свой отказ тем, что у ребенка огромная нагрузка в школе. И с каждым следующим классом эта нагрузка становится все выше и выше. А ведь многие дети посещают различные дополнительные занятия, репетиторов, кружки и секции. Так о какой помощи может идти речь в данной ситуации?

С одной стороны, родители правы – нагруженному ребенку явно не до домашних хлопот.

Но с другой стороны, и во взрослой жизни у человека нагрузки ничуть не меньше, да и домашние хлопоты всегда останутся неотъемлемой частью.

Именно поэтому с самого детства стоит учить ребенка правильно распределять нагрузку. Поверьте, помочь накрыть на стол или принести из магазина молоко под силу абсолютно каждому ребенку, независимо от его нагрузки.

Еще один немаловажный момент – обязательно обсуждайте с ребенком, на что он планирует потратить свои карманные деньги. Каким бы разумным он не был, ребенок всегда остается ребенком. И задачей родителей является не только обеспечение ребенка деньгами, но и обучение распоряжаться ими.

Так, например, сядьте вместе с ребенком, и вместе решите, сколько он может потратить на всякую мелочь типа блокнотиков, брелков, наклеек, сколько – на различные сладости, а сколько – отложит на приобретение того, что он давно хотел – например, нового мобильного телефона или роликовых коньков.

Сразу же обсудите, сколько денег и когда вы готовы давать вашему ребенку. Для ребенка подобная стабильность важна не меньше, чем для вас – стабильность в получении зарплаты.

И еще один вопрос, который необходимо обговорить с ребенком – это та домашняя работа, которую ребенок готов выполнять.

Обязательно обсудите эти нюансы – таким образом, вы сможете избежать всех недомолвок и обид со стороны ребенка.

Школьнику младших классов деньги целесообразно давать дробными частями – примерно один раз в неделю. А вот подросткам можно уже выделять сразу ту сумму, которая предназначена ему на месяц.

Обязательно научите ребенка контролировать расходы денег – заведите специальную тетрадь и объясните на наглядном примере. Возможно, первый месяц стоит помочь ребенку, если он не прочь получить от вас данную помощь.

Но, ни в коем случае не делайте этого в принудительном порядке, так как ребенок может оценить подобный ваш поступок как недоверие к нему.

И не стоит слишком уж пристально и тщательно контролировать расходы своего ребенка – позвольте ему побыть самостоятельным.

Согласитесь, ведь не произойдет особой беды и в том случае, если один раз ребенок вместо запланированного маркера купит себе пачку жевательной резинки или шоколадку. Ну и что ж? В следующем месяце он съест на одну шоколадку меньше, чем в этом.

Ведь даже взрослые люди порой совершают необдуманные траты, а что уж говорить о детях, у которых порывы желаний по природе своей гораздо более сильные.

Наказание рублем

Нередко многие родители предпочитают наказывать ребенка за ту или иную провинность именно материально, отнимая карманные деньги.

Так, ребенок помыл посуду лишь для вида, оставив на ней кусочки еды? Лишен денег! А ведь достаточно просто объяснить ребенку, почему тарелки необходимо мыть тщательно.

Получил двойку? Он ее обязательно исправит, независимо от того, лишите вы его денег или нет.

Не стоит также наказывать ребенка за то, что он потерял очередной учебник или разодрал очередные джинсы – кроссовки – куртку.

И если у вас вдруг возникнет непреодолимый соблазн наказать ребенка рублем – вспомните свое детство! Наверняка вы также не были совсем уж идеальным ребенком? И напоследок хотелось бы добавить, что, несмотря на все советы психологов и педагогов, только вам решать, за что давать карманные деньги ребенку, сколько их давать, и давать ли вообще. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами.

Источник: https://JLady.ru/psihologiya-detey/oshibki-roditelej-deti-i-karmannye-dengi.html

Карманные деньги: важные правила обучения ребенка

В статье «Как научить ребенка обращаться с деньгами»  сайт для мам supermams.ru уже писал о том, что вводить ребенка в мир денег нужно примерно с 5-8 лет. И в этом вам помогут карманные деньги!

Карманные деньги – это мощный инструмент финансового воспитания ребенка, это его самостоятельность и независимость от вас, это возможность выбора. Карманные деньги — это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать.

В общем, карманные деньги могут сотворить чудо с ребенком. НО только если вы будете соблюдать несколько правил…

Что такое карманные деньги

Карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, выдаваемых ребенку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться, как ему угодно.

Карманные деньги нужны для того, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами.

Что карманными деньгами не является?

  • Сумма, выдаваемая на определенные цели. Например, вы даете ребенку деньги на школьные завтраки. Это не карманные деньги, это сумма в рамках вашего семейного бюджета.
  • Плата за помощь по дому. Повседневные обязанности по дому должны быть именно обязанностями, а не работой, за которую платят.
  • Награда за хорошее поведение. Хорошее поведение вообще нельзя награждать деньгами, так как это фактически – манипуляция и шантаж.
  • Награда за хорошие оценки.

Если вы даете в качестве поощрения какую-то сумму, то она считается не карманными деньгами, а подарком.

Как карманные деньги помогут воспитать ребенка?

Карманные деньги очень выгодны нам, родителям. Теперь ребенок не будет клянчить у вас деньги на незапланированные покупки – вы всегда можете ему ответить: «У тебя свои деньги есть».

Итак, чему учат ребенка карманные деньги?

  • Учат планированию своих расходов и своей жизни
  • Учат делать покупки
  • Учат любить деньги
  • Учат накапливать и сберегать деньги
  • Учат выполнять заведенные в обществе правила
  • Учат ценить свой труд и труд других людей
  • Учат сотрудничать с другими людьми
  • Учат считать, в конце-концов!

Что может помешать финансовому воспитанию ребенка?

  • Нерегулярность выдачи карманных денег и отсутствие фиксированной суммы. Ведь получается, что сумма зависит от вашего настроения и прочих внешних факторов, а это – среда для манипуляции ребенка вами. Вы ведь не хотите, чтобы ребенок вами вертел?!
  • Непоследовательность в действиях. Сегодня вы выдали одну сумму, а завтра ребенок нашкодил, и вы лишили его части суммы. Поэтому он не в состоянии планировать свои доходы и, соответственно, расходы.
  • Статус подарка у карманных денег. Если вы даете деньги, пытаясь купить любовь ребенка, ни к чему хорошему это не приведет.
  • Вы не доверяете ребенку и стремитесь контролировать его каждый шаг. Так он не сможет открыться вам, на какие именно цели от тратит свои карманные деньги.

С какого возраста выдавать карманные деньги?

Карманные деньги целесообразно начать выдавать в период между 5 и 7 годами, но у каждого ребенка все индивидуально.

Какую сумму выдавать в качестве карманных денег?

Для маленьких детей начните с 10 рублей.

Сумма карманных денег должна быть фиксированной и не зависеть ни от настроения родителей, ни от плохого-хорошего поведения ребенка. Она просто есть – и ВСЁ! На нее ничто не влияет.

При определении регулярности выдачи стоит принять во внимание возраст ребенка. Маленьким деткам целесообразно выдавать карманные деньги каждую неделю, в какой-то определенный день, ведь временные рамки для них еще не очень понятны, и они не смогут долго ждать. Подросткам же выдавайте карманные деньги раз в месяц.

Как начать выдавать карманные деньги?

Прежде чем выдавать карманные деньги, поговорите об этом с ребенком. Он должен знать, что вы будете учить его обращаться с деньгами. Решите, какие из расходов будете покрывать вы, а какие — он.

Обязательным пунктом использования карманных денег должен стать отчет о них. Пусть у ребенка будет блокнот, куда он будет записывать свои доходы и расходы.

Удачи в финансовом воспитании вашего ребенка

Источник: https://supermams.ru/karmannye-dengi-pravila.htm

Карманные деньги

Нужны ли детям карманные деньги?

Сколько денег давать ребенку ?

Нужно ли контролировать трату карманных денег?

Стоит ли давать деньги за работу или учебу?

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что –то необходимо, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Мифы о карманных деньгах

Миф 1: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Миф 2: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы.

Иногда у детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера.

Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни:

Отношения с миром и способность влиять на ситуацию

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями.

После получения карманных денег роль родителей в получении благ, хотя и остается фактически, несколько уходит в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным.

Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями

Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно огораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок.

Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на эту собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие.

Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

Иногда родители не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения:

— ты недостоин нашего доверия 

— ты неспособен к правильному выбору.  

Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте. Больше о скрытых посланиях, которые мы передаем детям, вы можете узнать из вебинара «Осторожно слова!», который можно скачать ЗДЕСЬ. 

Иногда выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье.

Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка.

Наличие или отсутствие личных денег влияет на внутреннюю картину самого себя, то есть на идентичность человека. Деньги, как правило, не попадают к человеку просто так, они являются результатом труда, вложения энергии, это материальное выражение потраченной энергии. И сами по себе они также энергия, которой можно распоряжаться, отдавая или выменивая ее на что-то.

С другой стороны, деньги это универсальный эквивалент возможностей, удовольствий и владения вещами. Наличие или отсутствие возможностей владеть и распоряжаться этой энергией влияют в конечном итоге на то, какими начинает видеть самого себя человек.

Постепенно у ребенка формируется представление о себе как о человеке владеющим энергетическим ресурсом или человеке, не имеющим прямого доступа к этому ресурсу.

Карманные деньги, безусловно, не единственный предмет, влияющий на формирование картины себя и своих возможностей, это только элемент в сложном поле влияний, направленных на человека. Однако, элемент этот немаловажный.

Наличие карманных денег выводит ребенка в иные психологические пространства, воздействует на его представление о себе. Именно с этой позиции и имеет смысл расценивать карманные деньги.

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может распоряжаться ими по своему усмотрению.

Также к карманным не будем относить «заработанные» деньги, те, которые ребенок получает за какие – либо свои действия.

Карманные деньги — те деньги, которые выдаются из семейного бюджета ребенку, трата которых никак взрослым не контролируется. Ребенок получает эти деньги просто потому, что по факту своего существования в семье он имеет право на часть семейных денег. И небольшое количество этих денег ему выдают в личное распоряжение.

Как давать карманные деньги

Деньги можно начинать давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но можно использовать наиболее полезные идеи в этой области:

– начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;

– поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;

– выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком драматично.

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи.

Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам.

Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок.

Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность.

Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться.

Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег.

Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка.

Однако, случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Удобно давать ребенку деньги в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой.

Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями.

В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин.

Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее.

Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу ни при каких обстоятельствах не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть.

В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы.

Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить за работу по дому также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей.

Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи.

Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Кроме этого, платя за домашние дела ребенку, вы ставите само выполнение этих дел в зависимость от того, насколько ребенок заинтересован в деньгах. Если нет заинтересованности — работа не делается. А кто может гарантировать, что ребенок будет заинтересованн в деньгах больше, чем в свободном времени?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу.

Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему.

Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу.

Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семейное наследие: отношение к деньгам

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Отношение к деньгам в семье передается как сознательно с помощью слов и примеров, которые используют родители, так и неосознанно, через эмоциональное поле семьи. Влияют и слова, которые мы обращаем к детям и неосознанные установки родителей, которые как бы считываются из поля семьи. При этом скрытые и явные установки могут вступать в противоречие друг с другом.

Например, семья может настраивать ребенка на получение хорошего образования и, как следствие, на хороший заработок. Однако, скрытой установкой, передаваемой семьей может быть позиция: Иметь много денег стыдно. При такой установке богатство противопоставляется духовности или считается, что большие деньги честно добыть невозможно.

Прямо этого может не звучать, но из общего контекста ребенок понимает, что серьезный достаток человека ставит под сомнение его порядочность. При такой установке трудно ожидать, что ребенок, повзрослев, будет в хороших отношениях с деньгами.

Скорее он бессознательно будет избегать богатства, или пугаться и разрушать собственные успешные проекты, если впереди замаячат заработки, которые он психологически не готов принять.

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

— не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.

— работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении.

Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? С другой стороны, наше отношение к деньгам испытывает давление бессознательных установок, о которых мы говорили выше.

Размышляя и работая над этими установками можно сформировать с ними новые взаимоотношения, переосмыслить их влияние на вашу жизнь. Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

 © Елизавета Филоненко

Источник: http://mama-papa-help.ru/blog/vospitanie-rebenka/262-karmannye-dengi.html

Ссылка на основную публикацию