Финансовая грамотность. основы финансовой грамотности

Финансовая грамотность. Какие инструменты помогут ею овладеть?

Содержание:

К сожалению, сегодня говорить о финансовой грамотности населения довольно сложно: не вложено в наш менталитет это понятие.

А многие просто не хотят понимать одной простой истины, что без элементарных навыков управления своими личными средствами, они никогда не станут обеспеченными людьми, которые не зависят от колебаний на валютном рынке, которым не страшны разные кризисы в стране и размеры тех пенсий, которые могут выплачивать государственные органы.

Именно финансовая безграмотность и есть одной из главных причин такого бедственного уровня жизни большей части населения. В своем большинстве, все работают на то, чтобы прокормить себя и свою семью, и не всегда хватает денег даже на самое необходимое, не говоря о прочих благах, которые могут позволить себе состоятельные люди.

Но не все так плохо и сегодня вам предоставляется множество возможностей стать вполне грамотными в финансовых вопросах: уже можно без проблем купить книги по финансам, их управлению, накоплению, приумножению и т.д.

Некоторые из нас уже пользуются услугами финансовых консультантов и удачно заставляют свои деньги «работать» на себя.

Конечно, все еще остается масса людей, которые слишком скептически относятся к этим мерам и приемам по управлению своими капиталами, но и они, когда начинают видеть результаты грамотного финансового управления своих друзей, начинают иначе мыслить и примерять на себя некоторые приемы.

В процессе овладения финансовой грамотностью, вам необходимо изучить основы и принципы, взять их на вооружение и затем переходить к инструментам финансовой грамотности.

Основы финансовой грамотности

  • Грамотный подход к денежным средствам. В этом пункте вы должны полностью изменить свое отношение к деньгам и научить себя воспринимать их как гибкий инструмент, которым можно легко и просто управлять, не зависеть от денег, а сделать так, чтобы они работали на вас и ваше благосостояние;
  • Учет и тщательное планирование своих финансовых средств. Только с помощью личного финансового плана, который вы можете составить самостоятельно или воспользоваться услугами личного финансового консультанта, у вас получится рационально управлять всеми своими доходами и расходами, правильно поставить перед собой цели, на которые необходимо накопить определенную сумму денежных средств. Грамотный подход к распределению всех денежных потоков необходим для накоплений с целью приобретения недвижимости или автомобиля, создания «подушки безопасности», аккумулирования капитала для создания активов, чтобы жить на проценты, и для многих других финансовых жизненно важных задач;
  • Основы сотрудничества с финансовыми учреждениями. Сегодня чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег. С каждым годом все больше и больше людей понимают всю эффективность работы с финансовыми учреждениями, и вы должны научиться грамотно пользоваться всеми предоставляемыми возможностями, понимать, что потребительский кредит – это прямой путь к бедности, а накопление денег поможет стать богаче. Благодаря большому выбору всевозможных программ и услуг, которые есть на финансовом рынке, сегодня можно начинать получать доходы с самыми минимальными вложениями;
  • Финансовая грамотность включает в себя и понимание того, что активный способ получения дохода, не будет длиться вечно. Рано или поздно, вам придется уйти на пенсию и лучше сделать так, чтобы к этому моменту у вас были источники пассивного дохода. А лучше не ждать пенсии, а стараться еще в молодом возрасте создать источники пассивного дохода;
  • Инвестиции – это самая сложная, связанная с определенными рисками основа финансовой грамотности. Здесь необходимо приложить усилия для того, чтобы понять все нюансы, которые могут вас ожидать в разных сегментах. И чем выше ожидается доходность от вложенных инвестиций, тем выше риски потери ваших денег. Идеальный выход в этом случае – услуги личного финансового консультанта, который сможет помочь вам скомпоновать портфель инвестиций и минимизировать риски.

Если вы хотите быстрее стать успешным и эффективно управлять своими финансами, необходимо как можно быстрее овладеть финансовой грамотностью и научиться использовать соответствующие финансовые инструменты, которые помогут стать действительно финансово независимым человеком.

Освоение финансовой грамотности может включать:

  • Сотрудничество с вашим личным финансовым консультантом, который поможет приобрести необходимые навыки управления финансами, покажет всю эффективность инструментов, которыми можно и нужно пользоваться;
  • Самостоятельное получение знаний. Вам придется посещать разные курсы по финансовой грамотности, изучать специальную литературу, читать книги, написанные людьми, которые стали богатыми, посещать разнообразные сайты, главной темой которых и является финансовая грамотность. В любом из этих источников вы можете столкнуться с огромной кучей ненужной информации, но все же зерна истины и пользы вы сможете почерпнуть.

Любой опыт бесценен. И даже если вы стараетесь получить знания самостоятельно, методом проб и ошибок, это многому вас научит и в конце концов, вы сможете стать финансово независимым, т.е.

получите именно то, к чему стремится любой здравомыслящий человек.

Финансовая независимость – это то состояние, когда вы просто живете, а не уделяете большую часть своей жизни на то, чтобы искать новые источники дохода: у вас уже есть пассивный доход, который регулярно и постоянно приносит вам деньги.

Чтобы быстрее приблизить это благостное состояние, необходимо воспользоваться такими инструментами финансовой грамотности:

  • Познакомьтесь с богатым и успешным человеком и наблюдайте за его действиями, учитесь у него, не стесняйтесь задавать вопросы. Если нет такой возможности, «познакомьтесь» с богатыми и успешными, просто читая книги, которые они написали и если очень захотеть, то можно почерпнуть массу полезного и необходимого;
  • Всегда и во всем экономьте свои личные средства и помните, что богатый – это тот, кто умеет зарабатывать, тратить и экономить. Не нужно тратить деньги на то, чтобы соответствовать чьим-то правилам, будьте собой;
  • Финансовый план – это очень важный инструмент финансовой грамотности и именно от того, есть он у вас или нет, правильно он составлен или же вы подошли к этому вопросу спустя рукава, и будет зависеть длительность реализации ваших целей и самой главной из них – обретение финансовой независимости. Не можете самостоятельно справиться с планом, посоветуйтесь с финансовыми специалистами, прочтите специальную литературу. Уже давно психологи доказали, что тот человек, который всегда составляет свои планы, планирует каждый день, месяц, год и т.д. , становится успешным гораздо быстрее, чем тот, у которого постоянный бардак и полная неразбериха.

Если у вас есть несовершеннолетние дети, старайтесь обучать их всем основным принципам и инструментам финансового управления и тогда перед вашими потомками не будет так, как перед вами, стоять вопрос о богатстве, они уже не будут бояться финансовых учреждений и станут инвестировать свои средства гораздо раньше, чем вы. А это значит, что они быстрее вас станут финансово независимыми.

Небольшой тест на финансовую грамотность

Предлагаем вам пройти небольшой и простой тест, который поможет оценить насколько вас можно считать финансово грамотным человеком.

  1. На вашем счету есть 10 000 гривен. Вы пользуетесь программой с капитализацией, которая дает вам 10 % в год. Сколько будет лежать на вашем счету уже через 5 лет, если вы не будете снимать с него деньги, а полученные проценты будут присоединяться каждый год к сумме счета:

А) больше чем 15 000 гривен; Б) всего 15 000 гривен; В) меньше чем 15 000 гривен; Г) без понятия;

Д) не могу подсчитать.

  1. Ставка по вашей инвестиционной программе составляет 10% годовых. Уровень инфляции в стране равен 12 % в течение года. Изменится ли покупательская способность инвестированных в программу денег через 12 месяцев?

А) увеличится; Б) останется на том же уровне; В) уменьшится; Г) без понятия;

Д) не могу подсчитать.

  1. Средняя доходность вашего портфеля инвестиций составляет 10% годовых. Какой должна быть общая сумма вашего капитала, чтобы ежемесячно получать в виде пассивного дохода 5 000 гривен, а сумма капитала при этом не уменьшалась?

А) 50 000 гривен; Б) 500 000 гривен; В) 600 000 гривен; Г) без понятия;

Д) не могу подсчитать.

Если вы ответили 1-А; 2-В; 3-В, то, как минимум, базовыми понятиями вы владеете. Если вы ответили неправильно, то вам стоит серьезно заняться вопросом повышения уровня финансовой грамотности. В противном случае всегда найдутся те, которые захотят злоупотребить вашей неграмотностью и таких примеров, к сожалению, очень много.

С другой стороны, не владея основными финансовыми навыками, вы можете вообще забыть про такие понятия как «активы, приносящие пассивный доход», «финансовая стабильность вашей семьи», «уверенность в завтрашнем дне».

Как вы понимаете, вся советская система образования была направлена на то, чтобы люди работали на благо родины и владельцев предприятий, но никак не на благо своей семьи.

Золотые правила финансовой грамотности

  1. Научите себя всегда зарабатывать больше, а тратить меньше. Когда вы станете спокойно относиться к этому правилу и поймете всю его целесообразность, можно говорить о том, что вы сможете стать финансово независимым человеком.

    При этом важно начинать соблюдать это правило как можно раньше;

  2. Погасите долги и откажитесь вообще от потребительских кредитов. Даже не думайте брать в долг для того, чтобы открыть депозит или инвестировать эти средства. На протяжении всего периода, пока ваши деньги будут «работать», вы сами будете работать на долги.

    И в конечном итоге получится, что вы вообще ничего не заработали, а ваш пассивный доход в лучшем случае просто перекрыл проценты по долгам;

  3. Обязательно ставьте перед собой реальные цели, по конкретно установленным суммам денежных средств, срокам исполнения своего желания.

    Такое планирование гораздо эффективнее сумбурных действий и шагов, когда вы стараетесь воплотить в жизнь только что пришедшую на ум идею;

  4. Создавайте финансовые резервы и «подушки безопасности» и тогда вы никогда не скатитесь за черту бедности.

    Люди, один раз прошедшие этот путь от нищеты до богатства, слишком хорошо знают цену и то количество лет, которые они потратили на то, чего в конечном итоге добились;

  5. При создании капитала всегда старайтесь вкладывать те свободные средства, которые не жалко потерять, особенно в том случае, если вы пробуете себя в агрессивных инвестициях;
  6. Для создания накоплений, источников дохода как активного, так и пассивного, всегда создавайте отдельные направления и диверсифицируйте риски – так, даже при неблагоприятной экономической ситуации в стране, вы не потеряете все;
  7. Всегда тщательно контролируйте то, как вы выполняете свой финансовый план, корректируйте его, перенаправляйте свои финансовые потоки и уменьшайте расходы;
  8. Пользуйтесь всеми предоставляемыми сегодня инструментами накоплений и управления финансами – только комплексный подход и совокупность всех методов, помогут быстрее перейти к пассивному доходу и финансовой независимости.

Одним из важных инструментов финансовой грамотности считается экономия, причем разумная, а не тотальная. Если вы думаете, что отказывая себе во всем, в том числе и в самом необходимом, и складывая в банку все свои доходы вы скоро станете богатым, то вы глубоко заблуждаетесь. Раньше вас станет успешным тот, кто рационально умеет делать накопления, использует финансовый план, ставит перед собой разумные цели и постепенно идет по пути их реализации.

Нельзя забывать и о финансовой дисциплине, от которой во многом зависит длительность вашего пути к независимости от денег. Если вы умеете ценить свой труд, уважаете себя и то, как вам достаются деньги, вы сможете и экономить, и разумно тратить, а значит – быстрее сделаете все для того, чтобы перейти от активного заработка, к пассивным доходам.

Особенно важно соблюдать этот принцип в том случае, если на вас внезапно сваливается неожидаемая и крупная сумма денег и здесь вы должны грамотно ее распределить.

Если у вас получится это сделать, значит вы точно идете по пути осуществления своей мечты и постепенно приобретаете все необходимые финансовые навыки и знания, становитесь финансово грамотным, успешным и богатым человеком.

И еще один момент: когда вы станете богатым и благополучным, не держите в себе все знания, а поделитесь ими как можно с большим количеством людей.
Не забывайте, что добрые дела всегда вознаграждаются — иногда даже звонкой монетой, как в случае с теми людьми, книги которых вы читаете и учитесь на их примере становиться богатым и независимым человеком.

Еще больше про способы и методы эффективного управления личными финансами, про то, куда выгодно вложить деньги, как их приумножить и сохранить узнайте в бесплатном видеокурсе «Управление личными финансами»

Источник: http://vseprogroshi.com.ua/ru/finansovaya-gramotnost-kakie-instrumenty-pomogut-eyu-ovladet.html

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Статьи

Финансовая грамотность

640 Корпорация «Российский учебник» предлагает уникальные пособия: сборники специальных модулей по финансовой грамотности. Познакомиться с некоторыми из них можно бесплатно на нашем сайте и на платформе Lecta.ru. Разберем, почему курс финансовой грамотности важен для школьников, что собой представляет новая грамотность и как научить детей избегать финансового мошенничества.

28 августа 2018

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий.

Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы.

Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов.

В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки.

Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

Новая грамотность:

  • Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).
  • Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы, здоровье, экология.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Необходимые знания:

  • Законодательная база (Статья 159 УК РФ).
  • Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).
  • Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).
  • Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)
  • Способы социального манипулирования.
  • Действия для минимизации рисков (использование банкоматов только в безопасных местах, установка антивирусных программ на цифровые устройства, игнорирование сообщений с запросом на изменение параметров защиты, внимательность к интернет-адресам, осмотрительность при публикации в сети личных данных и др.).

Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по экономике 10–11 классовСборник содержит материалы по финансовой грамотности в рамках изучения экономики в 10–11 классах. Тематика разделов: «Основы деятельности фирмы», «Инвестиции на фондовом рынке».
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 7 классаВ модуле рассматриваются функции спроса и предложения, при решении систем линейных уравнений разбираются задачи, связанные с понятиями рыночного равновесия и равновесной цены, торгового дефицита и избыточного предложения.Скачать
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 6 классаВ модуле закрепляется решение задачи на стоимость, формируется понимание зависимости между количеством товара и его стоимостью, ценой товара и его количеством. Рассматриваются задачи на распределение доходов, оплату за выполненную работу, на расчет суммы вклада под проценты через разные промежутки времени. Вводится понятие «капитализация вклада».
Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 классаСборник содержит материалы по финансовой грамотности, которые органично включаются в учебный процесс в рамках изучения обществознания в 9 классе. Тематика разделов: «Обеспеченная старость», «Как создать и не потерять собственный бизнес».

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/kakim-dolzhen-byt-kurs-osnov-finansovoy-gramotnosti/

Финансовая грамотность населения и ее повышение. Основы финансовой грамотности :

Понятие «финансовая грамотность» — это наличие нужного уровня осведомленности, который дает базу для реального восприятия рыночной ситуации, и как следствие, позволяет делать необходимые выводы.

Важность осведомленности в финансовой сфере

Человек может управлять своими средствами только в том случае, если он знаком с основными финансовыми понятиями и умеет их применять в реальных ситуациях.

Таким образом, экономически грамотный человек ведет учет своих расходов и прибыли, не дает образоваться большим долгам, разрабатывает планы своего бюджета и накапливает сбережения для беспечного будущего.

Также он обязан разбираться в продукции, которую предлагают финансовые предприятия, и использовать ее с выгодой для себя, основываясь на внимательном выборе и продуманном подходе. Кроме этого, экономически образованная личность пользуется накопительными услугами и страхованием.

Необходимо знать, что финансовая грамотность населения определяет путь развития экономики страны. Недостаточно большое количество таких граждан ведет к негативным рискам не только для банков, кредитных организаций и их клиентов, а и для страны и социума в общем.

Другие страны

По этой причине программы по услилению финансовой осведомленности населения активно разрабатываются и внедряются. Работа с ними занимает передовые позиции в политике прогрессивных стран, к примеру, США, Австралии и Великобритании.

Высокий уровень финансовой грамотности дает всестороннюю стабильность во всех сферах государственной жизни.

Усиление экономической осведомленности жителей страны ведет к уменьшению случаев возникновения просроченных задолженностей по кредитам, уменьшению количества случаев успешного мошенничества и так далее.

Статистика в России

К сожалению, в России основы финансовой грамотности низки. Только невысокий процент граждан располагает навыками свободной ориентации в сфере экономики.

Согласно сведениям, предоставленным Всемирным банком в 2008 году и дальнейшим наблюдениям Национального агентства финансовых исследований, около половины россиян хранят накопленные средства в виде наличных дома, а 62% граждан не знакомы с большинством финансовых услуг и не используют их.

Система страхования вкладов известна менее чем половине совершеннолетнего населения Российской Федерации, причем 50% не могут объяснить это понятие, хотя и слышали о нем ранее. Только четверть россиян имеет банковские карты и пользуется ими. При этом владельцы кредиток не осведомлены достаточно о возникновении возможных рисков.

Всего лишь 11% граждан предусмотрели накопительный план для своего пенсионного периода. Для примера, этот показатель составляет 63% в Великобритании.

В России бытует мнение, что решения, касающиеся управления средствами, следует принимать согласно рекомендациям проверенных знакомых или сотрудников финансовых институтов, а не добывая и анализируя информацию самостоятельно.

Стоит принять к сведению, что население России мало проинформировано о том, что может предпринять потребитель финансовой сферы в случае правонарушения и какими правами он обладает.

Можно привести в пример, что более чем 60% семей не известно о праве на необходимую информацию об эффективной процентной ставке по кредиту. Всего 11% осведомлены о том, что государство не предоставляет защиту в случае утерянных личных средств при работе с инвестиционными фондами.

Около 28% граждан не берет на себя ответственность за принятые решения касательно финансовых операций, считая, что все потери должны возмещаться государством.

Улучшение нынешнего положения

Настолько печальная статистика доказывает, что повышение финансовой грамотности граждан — задача первоочередная и должна выполняться государством.

Впервые эта проблема была поднята еще в 2008 году на встрече министров финансов Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге.

После мероприятия меры по усилению финансовой осведомленности были отражены в некоторых документах российского правительства.

К примеру, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года осведомленность граждан в финансовых вопросах упомянута в приоритетных направлениях разработки источников экономических вливаний. Государство считает этот момент немаловажным. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 года рассматривает подобную осведомленность как способ поддержать развитие экономики.

Программа от Министерства финансов

Министерство финансов Российской Федерации вместе с некоторыми федеральными органами, а также совместно со Всемирным банком предлагает программу улучшения экономической осведомленности населения. Программа должна длиться около пяти лет, а вначале предусмотрена реализация ее в нескольких российских регионах.

Она включает разработку специальных учебных продуктов, а также улучшение законодательной базы в финансовой и правовой областях. Примерный объем необходимых затрат — 110 миллионов долларов.

Около 80%, то есть основная часть должна финансироваться посредством федерального бюджета, а остальные 20% покрывает Всемирный банк.

Финансовая грамотность самостоятельно

Сегодня все еще большая часть граждан Российской Федерации получает теоретическую информацию в этой области на специальных онлайн-ресурсах, из литературы, новостей и прессы, телепередач, на тренингах и курсах. А самый болезненный способ приобретения опыта — собственные промахи.

Список сайтов для обучения

Где же можно пополнить свои знания о том, как работает экономика? Каким порталам можно доверять? Внизу приведен перечень ресурсов, созданных при поддержке и одобрении правительства РФ специально для того, чтобы финансовая грамотность населения возрастала. Информация, в них предоставленная, абсолютно корректна и соответствует текущему законодательству.

Список сайтов для обучения:

  1. «Город финансов». Это портал, который был создан в пределах общероссийской программы под названием «Финансовая культура и безопасность граждан России».
  2. «Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам России».
  3. «Финграм ТВ» — проект, основанный Ассоциацией российских банков. Это интернет-канал, целью которого является повышение финансовой осведомленности населения. Сайт предоставляет лекции и консультации в онлайн-режиме.
  4. «Банки.ру» — обширный сайт про основы финансовой грамотности. Среди разделов сайта размещен «Банковский словарь», который содержит основные понятия и термины экономической и финансовой сфер. На веб-странице размещены практические советы потребителям.
  5. «Финансовая грамота» — проект, основанный совместными усилиями Российской экономической школы, или РЭШ, а также Фонда Citi. Направлен на повышение финансовой грамотности населения.
  6. «Финграмота.com» — официальный веб-ресурс Союза заемщиков и вкладчиков России.
  7. «Азбука финансов» — проект, направленный на обучение в финансовой сфере. Авторство принадлежит платежной системе Visa International совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-finansovaya-gramotnost-naseleniya-i-ee-povyshenie-osnovy-finansovoj-gramotnosti.html

Основы инвестирования и финансовой грамотности | 150 баксов

Путёвое инвестирование, которое способно принести положительный результат, практически невозможно без понимания основ финансовой грамотности. Движение к сложному всегда должно начинаться с более простых и понятных вещей. Только в таком случае можно двигаться в правильном направлении и достичь поставленных финансовых целей.

Финансовая грамотность необходима нам, чтобы лично управлять своим кошельком, а не отдавать его на откуп банкам и другим кредитным организациям.

Ведь не секрет, что многие современные семьи столкнулись с такой ситуацией, когда львиную долю семейного бюджета занимают платежи по кредитам.

Соответственно, «на жизнь» остается лишь меньшая часть от доходов, а у некоторых эта часть явно стремится к нулю. Вы, наверное, со мной согласитесь, что это не жизнь — а существование. Причем мы сами в этом виноваты.

Основы финансовой грамотности — это не какие-то красивые или пафосные слова. Это — необходимые знания и практический опыт для того, чтобы уметь точно оценивать свои финансовые возможности, планировать свой бюджет и, в дальнейшем, начинать инвестировать.

Планирование бюджета — это совсем не скучный процесс, как может показаться. Планирование не займет много времени, зато результат вас порадует — я уверен.

Когда видишь, что можешь улучшить свое благосостояние за счет каких-то простых действий, возникает радостное чувство надежды на светлое будущее.

Конечно, мало спланировать свой бюджет — необходимо придерживаться плана, если, конечно, хотите достичь своих целей.

Основы финансовой грамотности держатся на понимании простых вещей, что нас окружают, с которыми мы соприкасаемся ежедневно. К примеру, каждый из нас работает, получает зарплату. Потом каждый из нас ее тратит. Вопрос: почему нам всем постоянно не хватает этих денег? Причем интересно, что денег не хватает и тому, кто получает мало, и тому, кто получает много. В чем же дело?

Так как нам постоянно не хватает денег, мы (в большинстве своем) решаем взять кредит, наивно полагая, что в будущем все изменится к лучшему, и мы сможем с ним расплатиться без ущерба для уровня своей жизни. Очень часто я слышу такой аргумент в пользу кредита: «Ой, да так мы никогда не накопим. А если возьмем кредит, то волей-неволей придется выплачивать». Знакомо?

В аргументе в пользу кредита «между строк» видна неспособность или нежелание правильно распоряжаться своими деньгами, т.к. для «правильного» их распределения необходимы обязательства по отношению к кредитной организации, выдавшей займ. Кстати, подобная неспособность управлять своим кошельком встречается не только у заемщиков. 80% всех людей не умеют правильно распоряжаться тем, что имеют.

Чтобы овладеть основами финансовой грамотности, нужно:

Изучите эти шесть тем и у вас в голове сложится ясная картина того, что с вами сейчас происходит (в финансовом плане), к чему вам необходимо стремиться и как поступать.

Если не поленитесь и постараетесь выполнить все мои задания, то вы станете финансово-грамотным и поймете как управлять личными финансами.

А после того, как вы на практике примените полученные знания, вот только тогда можно будет переходить к изучению основ инвестирования.

Источник: http://150baksov.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti/

Основы финансовой грамотности для первокурсников



Быть финансово грамотным сегодня — это модно?… это престижно?… это выгодно? Или это необходимость и действительность сегодняшних дней…

Цель финансового просвещения студентов — доставка понятной качественной информации до каждого нуждающегося в ней потребителя.

Финансовая грамотность — это совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, но осваиваются и проверяются на практике в течение жизни.

Чтобы не быть голословным, в подтверждение вышесказанному предлагаем вашему вниманию любопытную информацию. В ноябре 2015 года, международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s исследовало уровень финансовой грамотности в разных странах.

И выяснилось, что по этому важнейшему показателю Россия находится на одном уровне с Мадагаскаром, Камеруном, Кенией, ОАЭ, Сербией и Беларусью (Россия занимает 55-е место в рейтинге стран с финансово грамотным населением, в нашей стране всего 38 % взрослого населения являются финансово грамотными) [1].

По этой же причине в последние 10 лет в России уделяется значительное внимание повышению уровня финансовой грамотности. Повышение финансовой грамотности рассматривается как важнейший фактор, способствующий развитию инвестиционного потенциала, экономического развития всех субъектов РФ, а также повышению качества жизни населения.

Грамотность в сфере финансов, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Современная школа обучает школьников всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

Далее, поступая в колледж, молодые люди думают, что они взрослые, так как имеют незначительную самостоятельность в принятии своих решений.

Но не имея опыта и определенных знаний в сфере финансовой грамотности бывшие школьники делают много ошибок даже не осознавая, что их совершают.

Однако уроки финансовой грамотности очень важны и как нельзя актуальны в современных российских условиях. Нынешние российские школьники уже активно пользуются «благами» капитализма — покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.

Они уже с довольно раннего возраста переходят в категорию потребителей. Умение пользоваться деньгами для них уже крайне важно, так как именно детский мозг больше всего подвержен влиянию рекламы, и транснациональные корпорации уже вовсю наживаются на детях и подростках.

[2].

Современному студенту необходимо принимать огромное количество решений, в том числе и связанных с деньгами. А как правильно распоряжаться их не научили не в школе, ни родители.

Так как большинство родителей сами живут от зарплаты до зарплаты, берут кредиты, которые загоняют семью в «долговую яму». Ведь практика ведения семейного бюджета и ежемесячное подведение итогов доходов и расходов в семье — это не часто встречающее явление в российских семьях.

Зачастую дети не понимают ценности деньгам, а родители не понимают, почему их дети не экономят их тяжело заработанные деньги.

Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы.

На занятиях по «Основам экономике» для первокурсников, много внимания уделяется основным экономическим понятиям, основам современной рыночной экономике, механизмам функционирования микроэкономике, проблемам национальной экономике и только несколько занятий посвящено изучению семейного бюджета, правильному формированию доходов и расходов семьи.

Общеобразовательная Учебная дисциплина Экономика, как базовая основа финансовой грамотности, должна формировать у первокурсников:

– представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

– владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

– владение приёмами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

– умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

– сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России

Сегодняшних студентов необходимо ориентировать в финансовых продуктах, которые помогут сформировать инвестиционные проекты, помочь накопить сбережения, чтоб достичь финансовых целей:

– научить составлять личный финансовый план и делать необходимые расчеты;

– научить вести учет и тщательное планирование своих финансовых средств;

– научить знаниям, какие финансовые продукты помогут сформировать долгосрочные накопления;

– научит владению навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

– научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);

– научить оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам.

Поэтому для реализации таких умений необходимо на занятиях применять «жизненно-имитационные» ситуации для описания или разрешения которых, учащиеся используют различные предметные знаний и способы деятельности из своего личного опыта.

Только тогда, когда студент оценивает ситуационную задачу на личном примере, он сможет реально оценить и сопоставить все решения за и против и в конце принять единственно правильное решение.

Истории из жизни плюс практические советы на занятиях будут полезны и пригодятся в дальнейшей жизни студента: как выбирать товар в супермаркете, чтобы не купить лишнего, как сэкономить деньги до следующей стипендии, как научиться экономить (например, на проезде, на еде).

Для реализации комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности у студентов на занятиях по Экономике я, как преподаватель применяю несколько методов, для более качественной подготовки студентов.

Экономику на первом курсе изучают 92 студента, из разных уголков Ростовской области и Краснодарского края.

Мною проводится анкетирование и опрос студентов в сфере финансовой грамотности. Актуальность опроса, а в дальнейшем и обучение рассматриваемой возрастной группы возрастает в связи с очень низкой осведомленностью студентов в финансовых вопросах.

Результаты анкетирования показывают, что молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют задолженность, берут деньги взаймы, покупают много лишнего товара, не ведут подсчет расходов и доходов и не задумываются о финансовом благополучии.

Результаты опроса студентов первокурсников представлены в диаграммах.

Анкетирование проводилось в начале учебного года и в конце. Данные в конце года существенно отличаются от начального анкетирования студентов. Это говорит о том, что за год студенты узнали много нового в сфере финансовой грамотности.

Рис. 1. Диаграмма анкетирования студентов

Рис. 2. Диаграмма анкетирования студентов

Рис. 3. Диаграмма анкетирования студентов

Также на занятиях по «Экономике» студентам в начале и в конце года дается одно и тоже задание: Составить свой личный семейный бюджет за месяц и проанализировать, какие статьи бюджета составляют большую часть расходов и какие внешние факторы влияют на это. И сделать вывод является ли бюджет профицитным или же он дефицитный.

Анализируя работы студентов первокурсников в начале года, можно сделать вывод, что они тратят все деньги, которые получают независимо от источников дохода (стипендии, помощи родителей). И с большой уверенностью, что в следующем месяце будет все также. Большую часть расходов они тратят на питание до 60 % и собственные нужды 40 % (оплата мобильной связи, проезд, развлечения).

Анализируя работы студентов в конце учебного года, можно увидеть небольшой прогресс в формирование личного бюджета. Особо порадовало появление такой статьи, как сбережение.

За год учебы методом проб и ошибок большая часть студентов (это 35 %) пришла к выводу, что можно определенную сумму откладывать, для осуществления своих целей. Некоторые студенты это около 10 % научились экономить на проезде.

Около 15 % студентов научились экономить на еде, покупая только здоровую пищу и не покупая вредные для здоровья товары (чипсы, сухарики, газированную воду).

Расходы на питание уменьшилось на 10 % и составляют в среднем около 50 %, расходы на собственные нужды (оплата мобильной связи, проезд, развлечения) также уменьшились и составляют около 35 %. Оставшиеся 15 % от дохода студенты предпочитают экономить, тратя на личные нужды.

Рис. 4. Диаграмма работ студентов на начало учебного года и конец учебного года

Правильно планировать свой личный бюджет пригодится студентам в их дальнейшей жизни, это первая ступень в познание финансовой грамотности.

Также в колледже проводятся олимпиады по экономике. Студенты, набравшие большее количество баллов, выходят в финальную часть соревнований и также соревнуются между собой, выявляя победителя среди первокурсников олимпиады по «Экономике».

Главное, что должны донести до студентов занятия по финансовой грамотности — деньги нужно зарабатывать и уметь тратить так, чтобы они принесли максимальную пользу, а не сиюминутное удовлетворение. [2].

Для начинающих постигать основы финансовой грамотности, обязательными к прочтению являются книги следующих авторов: Бодо Шеффер, Наполеон Хилл, Владимир Савенок, Джордж С. Клейсон, Роберт Кийосаки.

Нужно также прочитать следующую литературу: Даниэль Голди и Гордон Мюррей «Инвестиционный ответ. Как защитить свое финансовое будущее». Томас Дж. Стэнли и Уильям Д. Данко «Ваш сосед — миллионер». Дэниел Канеман «Думай медленно, решай быстро». Карл Ричардс «Психология инвестиций.

Как перестать делать глупости со своими деньгами». А. Горяев, В. Чумаченко «Финансовая грамота». Джо Домингес, Вики Робин, Моник Тилфорд «Кошелек или жизнь? Вы контролируете деньги, или Деньги контролируют вас». Экер Харв «Думай как миллионер». Бенджамин Грэхем «Разумный инвестор» [1].

Литература:

  1. http://fin-site.ru/finansovaya-gramotnost-dlya-nachinayushhix.html
  2. Нестерова И. А. Финансовая грамотность в школе // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/finansovaya-gramotnost-v-shkole.html
  3. Кузина О. Финансовая грамотность и финансовая компетентность: определение, методики измерения и результаты анализа в России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 129–148
  4. Всемирный Банк [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.worldbank.org
  5. Доклад о финансовой грамотности, PISA 2012
  6. Александра Воздвиженская Поле чудес. В школах введены уроки финансовой грамотности [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2016/09/07/v-shkolah-vveli-uroki-finansovoj-gramotnosti.html

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Деньга, студент, Россия, диаграмма анкетирования студентов, ранний возраст, повышение уровня, семейный бюджет, мобильная связь, финансовое образование.

Источник: https://moluch.ru/archive/217/52274/

Основы финансовой грамотности, одобренные ЦБ РФ: знакомство

Обзор

Учебно-методический комплект «Основы финансовой грамотности» для старшеклассников (авторы – А. Чумаченко и В. Горяев), одобренный Банком России, поступил в продажу. Новость об этом радостном событии появилась на портале banki.ru.

Конечно же, меня не могла не заинтересовать данная информация. Ведь крайне любопытно, что же написано про финансовую грамотность в учебнике, который одобрен Центральным Банком Российской Федерации.

Благо, до «Молодой Гвардии» на Полянке было недалеко, поэтому я решил заглянуть в этот книжный магазин и приобрести заветное учебное пособие.

На первом же развороте мы видим обращение председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной, в котором она надеется, что эта книга поможет читателям уверенно ориентироваться в мире финансов:

Итак, давайте ознакомимся с данным учебником.

Прежде всего хочу отметить, что я не ставил перед собой задачу написать подробную рецензию на учебное пособие. Я написал лишь о нескольких моментах, на которые обратил внимание, бегло пролистав данную книгу за пару часов.

И главный вывод, который я сделал — пособие получилось действительно информативным и содержательным. Язык изложения довольно прост и понятен. По моему мнению, для первоначального знакомства с базовыми понятиями, такими как депозит, кредит, переводы, банковские карты и т.д., учебник подходит очень хорошо.

Наверное, кто-то уже заподозрил меня в том, что статья заказная. Это не так, просто некоторые советы и определения выглядят очень достойными.

● Например, в разделе «Недостатки депозита» (стр. 62) правдиво указано, что проценты по депозитам не спасают деньги от инфляции. Они лишь уменьшают ущерб, который инфляция неизбежно наносит нашим сбережениям, а мы всё равно становимся беднее:

● Авторы призывают внимательно читать договор, не жалеть на это времени. «Один неучтённый маленький пункт договора, набранный мелким шрифтом, может разрушить ваши мечты и планы по накоплению» (стр.65):

В разделе «Типичные ошибки при использовании кредита» акцентируется внимание на том, что заёмщик должен не просто прочитать договор, а изучить его. «Каждая строчка и каждая цифра в договоре должны быть абсолютно понятны» (стр.104):

● В России все банки обязаны сообщать полную стоимость кредита, однако в пособии подчеркивается, что обычно банки делают это в самый последний момент, поэтому важно сразу уточнить полную стоимость кредита в разговоре с сотрудником банка:

● О том, брать или не брать кредит, лучше сто раз подумать. Эйфория от новой покупки быстро проходит, и от взятия кредита лучше воздержаться (стр.91)

● В учебнике также приведены довольно любопытные примеры и жизненные истории, например, о женщине, которая отстояла свои права в споре со страховой компанией, отказавшейся выплачивать страховку за ДТП (стр.165).

Владелица авто выиграла дело в суде, получила на руки решение суда и исполнительный лист.

Но страховая платить не спешила, и тогда женщина узнала, в каком банке у страховой компании расчётный счёт, принесла туда документы из суда и написала заявление с просьбой возместить ей причиненный ущерб. В итоге, деньги свои она получила:

Конечно же, в рамках одного курса сложно рассказать о всех тонкостях и нюансах обращения с финансами. Никакой информации, например, о фиксах, лесенках вкладов и других приёмах профессиональных вкладчиков Вы там не найдете, но всегда ведь с чего-то надо начинать.

Впрочем, в рассматриваемом пособии по финансовой грамотности есть некоторые моменты, с которыми можно не то что не согласиться, но и открыто поспорить.

1 При совершении каждой операции банк получает вознаграждение

В разделе «Зачем банку расчётно-кассовые операции» говорится, что за каждую операцию банк взимает с клиента комиссию:

Я понимаю, школьников надо готовить к тому, что банк бесплатно ничего не сделает, чтобы они нормально воспринимали комиссии за элементарные операции. Это ведь так выгодно банкам.

И все же я бы сделал акцент на том, что любые комиссии банка надо воспринимать не как должное, а как повод найти другой банк с более адекватными условиями расчётно-кассового обслуживания. Старайтесь не переплачивать, весьма вероятно, что другая кредитная организация совершит требуемую Вам операцию бесплатно.

2 Чем меньше нагрузка на сотрудников банка, тем дешевле будет перевод

В разделе «От чего зависит комиссия за денежный перевод» нам ещё раз напоминают, что за любую банковскую услугу надо платить (стр.120). Это мы уже рассмотрели выше. А дальше фразы, которые вызвали у меня улыбку: «Чем меньше нагрузка на сотрудников банка, тем дешевле будет перевод».

«Некоторые банки вообще не взимают комиссии за онлайн-операции по переводам внутри банка» (вот так диковинка! :))

Как бедные сотрудники банков устают, наверное, когда клиент совершает онлайн-переводы через интернет-банк 🙂

Мой совет: пользуйтесь услугами банков, которые позволяют отправлять бесплатные межбанковские переводы, их немало. Подробно об этом можно почитать в статье «Платежи и переводы онлайн. Дешёвый межбанк».

3 За пользование дебетовой картой банк взимает ежегодную комиссию за обслуживание

В разделе «Для чего нужна дебетовая карта» опять говорится об обязательной плате за услуги банка (стр.130). Комиссия за пользование картой преподносится как нечто неизбежное:

Неужели трудно было упомянуть, что есть немало банков, которые оформляют дебетовые карты бесплатно и за обслуживание денег не берут, например, при открытии депозита.

4 По кобрендинговым картам за каждый доллар начисляют по одной миле

В разделе «Хочу ли я получать какую-то дополнительную выгоду от карты» нет ни слова про кэшбэк.

Есть только тонкий намёк на различные мифические акции и привилегии от международных платёжных систем (МПС).

В учебнике говорится, что если Вы хотите получать скидки в магазинах и ресторанах, то имеет смысл рассмотреть более продвинутые карты – классическую, золотую и платиновую категорию карт:

Есть некое упоминание про кобрендинговые карты, по которым почему-то строго начисляется по 1 миле за потраченный доллар, и всё.

А где же информация про кэшбэк? Многие банки возвращают часть стоимости покупки по своим картам в различных категориях, и 1%, и 3%, и 5%, и 7%. Причём, многие карты абсолютно бесплатны.

Пользуйтесь картами с функцией cash back, подробно о них написано в статьях «Кэшбэк карты с начислением процентов: выбираем лучшую» и «Оплата пластиковой картой: Что? Где? Когда?»

5 Банк несёт ответственность за неприкосновенность содержимого ячейки

В разделе «Банковская ячейка» говорится, что банк несёт ответственность за неприкосновенность содержимого ячейки (стр.115-116):

Я бы подчеркнул, что в России большинство банков (в том числе и «Сбербанк») предлагает услуги безответственного хранения ценностей в банковской ячейке, т.е. банк никаким образом не отвечает за содержимое ячейки.

Банк несёт ответственность за неприкосновенность именно ячейки, но не его содержимого. Подробно об этом читайте в статье «Аренда банковской ячейки: иллюзия надежности».

6 Банки требуют от клиентов приобретения страховки жизни и имущества

В учебнике по финансовой грамотности преподносится как само собой разумеющееся, что банк может требовать от клиентов обязательной покупки страховки имущества или жизни заёмщика (стр.81, стр.101):

А где, спрашивается, упоминание, что банк не имеет права этого требовать?

По закону обязательным является страхование залога по ипотеке от рисков утраты и повреждения (Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 N 102-ФЗ ст.31).

А вот страхование жизни и здоровья у нас является добровольным, о чём нам говорит статья 935 ГК РФ: «обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону»:

Источник: http://hranidengi.ru/osnovy-finansovoj-gramotnosti-odobrennye-tsb-rf-znakomstvo/

Ссылка на основную публикацию